Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Конкретизируя это положение, ст. 4 Закона об адвокатуре устанавливает, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из:
— указанного Закона;
— других законов;
— принимаемых в соответствии с данным Законом нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих адвокатскую деятельность;
— принимаемых в пределах полномочий, установленных законом об адвокатской деятельности, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Кроме того, принятый Всероссийским съездом адвокатов Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности[2].
Конституция РФ, если не считать названного положения, напрямую адвокатуру практически не урегулирует, устанавливая лишь право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на помощь адвоката (ч. 2 ст. 48).
Закон об адвокатуре составляет основу законодательного урегулирования рассматриваемой сферы. В нем закреплены понятие и принципы адвокатской деятельности, основы правового статуса адвоката, в том числе его права и обязанности, порядок приобретения и прекращения такого статуса, формы адвокатских образований, органы адвокатского сообщества.
Из других федеральных законов наибольшее значение для адвокатской деятельности имеют процессуальные кодексы (УПК, ГПК, АПК, КоАП, УИК), Федеральные законы от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку они во многом определяют объем процессуальных полномочий адвоката и его статус при участии в соответствующем производстве.Кроме того, следует назвать в числе важных и Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», поскольку им регулируются вопросы оказания адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
Постановлениями Правительства РФ устанавливается размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда[3]; определяется порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ[4]
Из иных федеральных органов исполнительной власти наибольшую роль для регулирования адвокатуры играет Министерство юстиции РФ: им утверждаются формы адвокатского удостоверения и ордера, порядок ведения реестра адвокатов и выдачи удостоверений адвоката[5].
Следует также упомянуть Минфин России, который совместно с Минюстом России разрабатывает порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению.
Закон об адвокатуре предусматривает также, что оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (ст. 26 Закона об адвокатуре).
Поделитесь на страничке Следующая глава >law.wikireading.ru
Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре…
Действующий
31 мая 2002 года N 63-ФЗ
Принят Государственной Думой26 апреля 2002 года
Одобрен Советом Федерации15 мая 2002 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Адвокатская деятельность
1. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
3. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:
работниками юридических служб юридических лиц (далее — организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;
участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.
4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона.
Статья 2. Адвокат
1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.
2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.
5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.
Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.
6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.
Статья 3. Адвокатура и государство
1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.
4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.
Статья 4. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре
1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.2. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
Статья 5. Использование терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе
Использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, организациями.
Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АДВОКАТА
Статья 6. Полномочия адвоката
1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также — соглашение) для вступления адвоката в дело.
3. Адвокат вправе:
1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;
2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
dokipedia.ru
Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»
Наверное, каждый российский гражданин слышал о такой общественно важной профессии, как адвокат. Адвокатами называют юридических защитников. Это специалисты в области права, которые оказывают посильную юридическую помощь населению. В этой статье будут рассмотрены самые важные положения закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», нормы которого регламентируют деятельность юридических помощников.
Адвокатура: общая характеристика
Адвокатурой именуют сообщество адвокатов. Это полноценный институт гражданского общества, независимый от государственной власти. Адвокатура базируется на принципах независимости, законности и корпоративности. Основные источники деятельности — это Конституция и закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (был принят в 2002 году). Последняя редакция этого нормативного акта будет рассмотрена далее.
Основным элементом адвокатуры является адвокат — профессиональное должностное лицо, которое имеет право осуществлять адвокатскую деятельность. По закону она не может являться предпринимательской. В систему полномочий адвоката, согласно закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», входит оказание правовой помощи населению.
Адвокатские обязанности
В статье 7 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» рассказывается про обязанности рассматриваемых должностных лиц. Вот какие их функции здесь стоит выделить:
- Отстаивание собственных прав и реализация интересов доверителя всеми законными способами. Свою работу адвокат должен осуществлять на основе принципов разумности, добросовестности и честности.
- Постоянное совершенствование своих навыков и знаний. Изучение новых законов и дополнений к нормативным актам.
- Соблюдение профессионально-этического кодекса.
- Страхование всех профессиональных рисков.
Отдельная обязанность адвоката закреплена в статье 8 закона. Здесь указывается необходимость хранить адвокатскую тайну, которая может содержать информацию о клиентах специалиста.
Таким образом, адвокат может оказывать правовую помощь населению абсолютно любыми способами. Важно лишь соблюдать нормы закона и быть добросовестным.
Адвокатские полномочия
Адвокат обладает довольно широким спектром самых разных полномочий. Так, рассматриваемый специалист имеет возможность собирать все необходимые сведения для реализации своих функций. Надо сказать, что работа адвоката тесно связана с бюрократическими процессами. Достать важную справку или документ зачастую бывает не так уж и просто, а потому работа может затягиваться.
В статье 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» указаны следующие полномочия лица:
- привлечение специалистов из разных общественных сфер для решения того или иного вопроса;
- фиксация информации, содержащейся в документах к делу;
- опрос свидетелей и очевидцев;
- реализация иных действий, не противоречащих законодательству РФ.
При этом адвокат не имеет права делать публичные заявления о вине доверителя, отказываться от принятой на себя защиты или занимать позицию, противоречащую воле клиента.
Об адвокатском статусе
В Российской Федерации адвокатский статус может приобрести далеко не каждый гражданин. Обязательное условие — наличие юридического образования и государственной аккредитации. Стаж работы по профессии должен составлять не менее двух лет. Не могут получить адвокатский статус недееспособные и несовершеннолетние лица, а также граждане с судимостью.
Согласно статье 9 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», статус адвоката гражданину присваивает специальная квалификационная комиссия. Человек, претендующий на его получение, должен сдать квалификационный экзамен и получить специальный допуск. Сам экзамен состоит из тестовой и устной части.
Адвокатский статус присваивается гражданину на неопределенный срок. Претендент на должность адвоката должен принести специальную присягу. Лишь после этого он попадет в адвокатский реестр.
Кабинет и коллегия
Адвокатская деятельность имеет несколько установленных законом форм. Далее следует рассмотреть их по отдельности.
Индивидуально трудящийся адвокат, имеющий рабочий стаж не менее чем пять лет, обладает возможностью образовывать адвокатский кабинет. Подобная форма организации не будет являться юридическим лицом. Под размещение адвокатского кабинета могут быть выбраны любые формы собственности.
В статье 22 Закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» рассказывается про другую, не менее распространенную форму адвокатской организации. Адвокатская коллегия создается при наличии договора между двумя и более адвокатами. Такая инстанция будет некоммерческой организацией, основанной на принципах членства и наличия устава. Этот документ обязательно должен содержать:
- название коллегии;
- цели деятельности и предмет;
- место нахождения организации;
- порядок управления коллегией;
- требования к реорганизационным процессам;
- порядок внесения изменений в устав.
Коллегиальные представители не отвечают по обязательствам организации.
Бюро и юридическая консультация
Что представляет собой адвокатское бюро? Ответ на этот вопрос предоставлен в статье 23 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (№ 63-ФЗ). Согласно закону, сформировать бюро могут два или более адвоката. Должен быть заключен специальный партнерский договор в письменной простой форме. По нему адвокаты объединяют усилия для оказания совместной помощи нуждающимся лицам. При выходе из партнерства адвокат передает своим коллегам все те дела (в виде документации), которыми он ранее занимался.
В статье 24 закона рассказывается про юридическую консультацию — образование, которое встречается в нашем государстве довольно часто. Это организация некоммерческого типа, расположенная на территории отдельного судебного района. Занимается она оказанием бесплатной юридической помощи населению.
Адвокатский совет
Все адвокаты конкретного российского региона объединяются в адвокатскую палату — организацию, созданную для оказания населению квалифицированной помощи юридического характера. Палата формируется учредительным адвокатским собранием. В свою очередь, собрание адвокатов является наивысшим органом, который образуется в региональной юридической палате. Что относится к его компетенции? В соответствии со статьей 30 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» здесь стоит выделить:
- определение места, где находится орган;
- избрание представителей ревизионной комиссии;
- формирование сметы доходов;
- утверждение адвокатского регламента;
- формирование адвокатского регионального совета;
- создание фондов палаты адвокатов целевого характера;
- принятие других решений в строгом соответствии с законом ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», который был принят в 2002 году.
Последние изменения в нормативный акт были внесены в 2017 году. Тогда поправки вносились в статью 31, в которой и рассказывалось про адвокатский совет.
Адвокатские собрания
Когда и в каких случаях созываются собрания адвокатов? В статье 41 рассматриваемого нормативного акта не закрепляется особенных правил о частоте созыва собраний. Сами конференции должны формироваться из адвокатов того или иного региона. Работать совет будет лишь в том случае, если на мероприятии будет насчитываться не менее половины от числа заявленных лиц.
Участники адвокатского собрания обсуждают вопросы по модернизации всех законных организационных форм, в полномочия которых входит качественное оказание помощи юридического характера.
fb.ru
Клуб будущего адвоката — Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре
Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре
Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре вклоючает:
1. Конституцию РФ;
2. Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвакатуре в Российской Федерации»;
3. Иные федеральные законы;
4. Нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;
5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
6. Кодекс професисональной этики адвокатов.
Согласно статье 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:
1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из:
1. Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
2. Других федеральных законов. Например, конкретные права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующими процессуальными кодексами: Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г., Гражданским процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г., Налоговым кодексом РФ.
Кроме процессуальных кодексов, регулирование адвокатской деятельности содержится и в некоторых других федеральных законах. Так, в ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указывается, что адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Другой пример — положения ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», в которой устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи: право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом.
3. Кодекса профессиональной этики адвоката, который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности (см. подробнее об этом комментарий к ч. 2 ст. 4).
4. Нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность. Так, в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счёт государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи. Во исполнении ст. 25 Закона об адвокатуре было принято Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда», в соответствии с которым устанавливается не только размер вознаграждения адвоката, но и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам РФ бесплатно.
Следует отметить, что в формирование законодательства об адвокатской деятельности существенную роль играет такой орган исполнительной власти РФ, как Министерство юстиции РФ, нормативные акты которого в данной области регулируют как формальные и организационные стороны осуществления адвокатской деятельности (например, Приказ Минюста РФ от 8 августа 2002 г. N 217 «Об утверждении формы ордера», Приказ Минюста РФ от 16 августа 2005 г. N 133 «Об утверждении формы удостоверения адвоката», 2 Приказ Минюста РФ от 5 февраля 2008 г. N 20 «Об административном регламенте исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений»), так и существенные вопросы, касающиеся, например, оплаты услуг адвокатов (Приказ Минюста РФ N 199, Минфина РФ N 87н от 15 октября 2007 г. «Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела») или осуществления на территории РФдеятельности адвокатов иностранных государств (Приказ Минюста РФ от 12 января 2004 г. N 2 «Об утверждении формы и порядка предоставления выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации»).
5. Законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Так, в соответствии со ст. 33 комментируемого Закона, квалификационная комиссия создаётся для приёма квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Она создаётся на два года в составе 13 членов, при этом от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в неё входят два представителя (менее 1/6 всего состава
комиссии).
Эти представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания таких представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъекта Федерации. Например, Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 10 декабря 2003 г. N 678 «Об избрании представителя в квалификационной комиссии адвокатской палаты Архангельской области от Архангельского областного Собрания депутатов», Областной закон от 4 июня 2003 г. N 176-22-ОЗ «О представителях Архангельского областного Собрания в квалификационной комиссии адвокатской палаты Архангельской области», Постановление Московской городской Думы от 31 января 2007 г. N 11 «Об избрании представителей Московской городской Думы в квалификационной комиссии при адвокатской палате города Москвы», Закон Московской области от 1 февраля 2003 г. N 11/2003-ОЗ «О представителях Московской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты Московской области», Закон г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при адвокатской палате города Москвы».
В соответствии с п. 2 ст. 26 комментируемого Закона перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, Закон Нижегородской области от 23 июля 2004 г. N 76-З «О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Нижегородской области», Закон Тамбовской области от 23 апреля 2004 г. N 206-З «О регулировании общественных отношений в сфере адвокатуры, государственной поддержке адвокатской деятельности и организации бесплатной юридической помощи в Тамбовской области».
Необходимо также отметить, что ещё до принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в ряде субъектов РФ происходила разработка самостоятельных законов об адвокатуре. Например, в Московской областной Думе в период с 2000 по 2003 год обсуждался проект Закона Московской области «Об адвокатуре Московской области».
В основе правового регулирования в России лежат не только принципы, закреплённые отечественным законодательством (хотя в комментируемой статье об этом не сказано), но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Так, в соответствии с международным принципом добросовестного выполнения международных обязательств после официального признания, ратификации и одобрения международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права имеют обязательную силу на территории России. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данная норма обеспечивает взаимодействие сообщества 3 правовых государств на основе универсальных принципов и норм международного общения, обязательных для всех государств и иных субъектов международного права. В настоящее время большинство международных актов не ратифицированы, что соответственно, снижает их практическую ценность для регулирования правоотношений, связанных с адвокатской
деятельностью на территории РФ. Например, Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N (76) 5 «О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам», Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N (78) 8 «О юридической помощи и консультациях», Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утверждён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.), Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом министров Совета Европы 25 октября 2000 г.), Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа — 7 сентября 1990 г.), Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа — 7 сентября 1990 г.). Последние три международных документа представляет наибольший интерес для правоприменителей, поскольку содержит строго тематический материал, который может быть не только напрямую применён для разрешения той или иной правовой ситуации, но и взят за основу в ходе отечественного правотворчества.
webmyoffice.ru